Каждый мало-мальски опытный водитель когда-нибудь, да сталкивался с проблемой вытаскивания автомобиля из глубокой колеи или ямы, заполненных снежной кашей и грязью.

Проблема «друг, дерни!» хорошо знакома даже мирным дачникам, не говоря о любителях рыбалки или охоты.

Динамическая стропа

Фото с сайта drive2.ru

Начинающий джипер, кладущий в багажник своего полноприводника новенький буксирный трос, чтобы отправиться на «покатушки» в компании друзей, не должен думать, что теперь-то он полностью готов к покорению проселочных дорог.

Матерый рэйдер, готовя свой аппарат к заезду, не только проверит его оборудование и снаряжение – лебедку, хай-джек, буксир, корозащитный строп и прочие суровые прибамбасы, но убедится, что и этот аксессуар лежит на штатном месте и готов к применению.

Важно! Рывковый трос, он же динамический строп, иногда может оказаться единственным средством, которое поможет освободить застрявшую машину с помощью другого автомобиля.

Плетеный динамический трос

Фото с сайта drive2.ru

Как работает обычный буксирный трос?

  • Вспомните: вы «застропили» свой автомобиль, ваш добровольный (или хорошо оплаченный) спасатель свой.
  • Оба сели за руль и «тягач» потихоньку тронулся, выбирая слабину «веревки».
  • Вы напряженно следите за тросом, чтобы, уловив момент его натяжения, отпустить сцепление и нажать на газ.
  • Всё сложится прекрасно, если буксирующий автомобиль больше и мощнее вашего.

Ещё лучше, если в качестве тягача выступает трактор или «шестьдесят шестой».

Если же тягачом стала машина класса вашей:

  • Её тягового усилия может не хватить, чтобы волоком вытащить «пострадавшего».
  • Сопротивление скольжению значительно выше сопротивления качению.
  • В итоге колёса тягача проворачиваются, утратив сцепление с почвой, а ваши продолжают месить грязь, так как машина сидит на днище.

После нескольких попыток, водитель буксирующего средства сдает назад, выходит и задает простой вопрос: «Может, попробуем рывочком?».

Немного физики

Вспомните школьную формулу, согласно которой энергия движущегося тела равна его массе, умноженной на квадрат скорости и деленной пополам. И если при обычных попытках «дернуть» скорость тягача была, допустим, 0,1 м/с, то при рывке со скоростью хотя бы 1,0 м/с система «тягач – трос – ваш автомобиль» испытает нагрузки в 100(!) раз большие.

Трос рывковый

Фото с сайта drive2.ru

Какое звено при этом окажется слабым, вы убедитесь в следующее мгновение. Лучший возможный результат попытки рывка – буксирный трос оборвался на вашей машине и тягач свободно покатился вперед. Хуже, если он утащил с собой буксирную проушину или даже силовой бампер вашего авто.

Действие динамических (рывковых) стропов принципиально отличается от работы традиционного буксирного троса. Под влиянием приложенного усилия динамический строп способен растягиваться, при снятии нагрузки сокращаться до первоначальной длины, сохраняя при этом исходную прочность.

Такие свойства позволяют динамическому стропу передавать усилие не мгновенно (рывком), а распределять в течение некоторого промежутка времени, снижая тем самым возможные неприятные последствия для обоих автомобилей.

Если буксирующий автомобиль по окончанию рывка двигается дальше, усилие его тяги поддерживается силой инерции. При остановке «спасателя» тяговое усилие сохраняется за счет стремления стропа сократиться до начальной длины.

Эти свойства позволяют небольшой и не очень мощной машинке сдвинуть с места даже более тяжелого коллегу.

Кстати. В Сети легко найти видео, на котором легкий квадроцикл успешно помогает «Шниве» двигаться по тяжелой лесовозной колее, именно благодаря рывковому стропу.

Конструктивные отличия

Внешне современный буксирный и динамический стропы похожи и представляют собой плоский или круглый канат, изготовленный из синтетических волокон. Однако:

  • Нити динамического состоят из более тонких волокон и переплетены особым образом, обеспечивающим изделию возможность под нагрузкой удлиняться с уменьшением поперечного сечения и возвращаться в начальное состояние при снятии нагрузки.
  • Эластичное плетение динамических стропов позволяет им при полной нагрузке растягиваться до полутора-двух метров.

Чаще всего выпускаются рывковые (динамические) стропы длиной от 5,0 до 9,0 м, рассчитанные на усилие 5,0…14,0 тонн. Но встречаются и исключения.

Нетрудно подсчитать, что если буксирующий автомобиль к моменту рывка разгонится до 10 км/час, усилие, передающееся динамическим стропом, от нуля до максимума будет возрастать в течении почти трех секунд.

Этого достаточно, чтобы минимизировать нежелательные воздействия на несущие элементы кузова или рамы обоих автомобилей.

Шаклы

Шаклы Фото с сайта drive2.ru

Наилучший метод применения рывкового троса

  • Несколькими рывками раскачиваем застрявший автомобиль, причем после каждой попытки он сдает назад, чтобы полностью использовать полученные сантиметры свободы, а тягач возвращается на расстояние, достаточное для сокращения длины стропа до первоначальной, плюс участок «разгона».
  • Решающим рывком выдергиваем застрявший автомобиль и пытаемся протащить его возможно дальше.
  • Повторяем всё сначала до полного освобождения неудачника.

При этом требуются достаточно грамотные и согласованные действия обоих участников операции. Неплохо также иметь сообразительного «диспетчера», руководящего процессом понятными жестами и наблюдающего за тросом, чтобы вовремя выдернуть его из-под колес.

Не следует мощному тягачу пытаться вызволить собрата одним мощным рывком. Строп выдержит, но если оторвется буксирная проушина, или лопнет монтажная серьга, он сработает, как рогатка, выстрелив железякой по направлению натяжки.

Совет. В целях безопасности, не рекомендуется использовать очень эластичные динамические тросы, способные резко сокращаться при уменьшении или исчезновении растягивающего усилия.

Если уж попался такой – сделайте простейший «успокоитель» из телогрейки, закрепив её посредине стропа.

Расширение возможностей

Расширяя функции динамического стропа, не забывайте, что тонкие волокна, из которых изготовлены его нити, легко истираются и рвутся. Грязь и песок неизбежно проникают между нитями, в итоге ценнейший помощник теряет своё главное свойство – эластичность, способность удлиняться и сокращаться.

Корозащита троса

Корозащита Фото:Яндекс.Картинки

  • Динамический трос вполне пригоден в качестве удлинителя при работе с лебедкой.
  • Обернув или обмотав «динамку» вокруг ствола дерева, её можно применить и как корозащитный строп.
  • Рывковый трос можно использовать и в качестве буксирного, при условии непрерывного поддержания натяжения «веревки», чтобы исключить её контакты с дорожным покрытием.

Пусть удача сопутствует вам на всех дорогах. В том числе и на тех, где требуются три стропа – корозащитный, буксирный и динамический.