Тормозные механизмы передних колес Шевроле-Нивы дисковые, задних – барабанные. Система привода тормозов – гидравлическая, двухконтурная, с вакуумным усилителем, регулятором давления и датчиком контроля уровня жидкости.
Один из контуров связан с рабочими цилиндрами передних и задних колес, другой контур – только с рабочими цилиндрами передних колес. При исправной системе работают оба контура. В случае отказа (разгерметизации) одного из контуров, второй продолжает обеспечивать торможение автомобиля, но с меньшей эффективностью.
Жидкость, заполняющая тормозную систему, выполняет главную функцию – передает по трубопроводам и шлангам усилие нажатия педали тормоза к рабочим цилиндрам, прижимающим колодки к барабанам или дискам, из-за чего и происходит снижение скорости и остановка автомобиля.
Содержание
Химический состав и свойства ТЖ
Применяемая в автомобилях «Шевроле-Нива» тормозная жидкость соответствует стандарту DOT4 и почти на 98% состоит из полигликоля. Оставшиеся проценты составляют присадки, улучшающие характеристики основы и выполняющие ряд ценных функций: защита металлических деталей от коррозии, и уменьшение окисления ТЖ под воздействием высоких температур.
Все виды жидкостей характеризуются двумя параметрам – кинематической вязкостью и температурой кипения.
Первый отвечает за способность жидкости циркулировать в магистралях при эксплуатационных температурах от -40 до +100 градусов.
Второй – за предотвращение паровых пробок, которые возникают при кипении ТЗ и неизбежно приводят к отказу тормозов.
Различают две тепловых характеристики ТЖ – температура кипения без примесей воды («сухая» ТЖ) и температура кипения при содержании до 3.5% воды («увлажненная» ТЖ).
Все тормозные жидкости на основе полигликоля очень гигроскопичны, т.е. склонны к поглощению влаги из окружающей среды.
Необходимость замены ТЖ
Независимо от того, стоит ли автомобиль в гараже или круглосуточно эксплуатируется, залитая в его системы «тормозуха» постоянно впитывает влагу (вспомните «дыхательное» отверстие в крышке бачка!).
За какое-то время содержание воды в полигликоле повысится выше допустимого, соответственно, катастрофически упадут вязкостные и температурные свойства ТЖ.
Используемая в Шевроле-Ниве жидкость DOT4, по сравнению с DOT 3, более умеренно впитывает воду, имеет улучшенные температурные показатели:
Класс жидкости | Температура кипения, оС | Вязкость, мм2/с | ||
«Сухой» ТЖ | «Увлажненной» ТЖ (воды до 3,5%) | «Увлажненной» при +1000С | «Увлажненной» при -400С | |
DOT3 | не менее 205 | не менее 140 | не более 1,5 | не менее 1800 |
DOT4 | не менее 230 | не менее 150 | не более 1,5 | не менее 1500 |
Согласно стандарту FMVSS 116, указанные в таблице 150 градусов – предельная температура, до которой может нагреться, без кипения и образования паровых пробок, тормозная жидкость при экстренном торможении автомобиля со скорости 160 км/час до полной остановки.
Просьба запомнить. Что бы ни говорили коллеги о том, что со скоростью 160 они никогда в жизни не ездили и ездить не будут, им не стоит забывать, что с каждым днем воды в «тормозухе» все больше и больше, и однажды педаль может «встать колом» при минус 20, или летом, при затяжном спуске с горы, «провалиться» до пола. Со всеми печальными последствиями.
Периодичность замены жидкости
Изготовитель Шевроле-Нивы рекомендует полностью заменять тормозную жидкость каждые три года.
Эти рекомендации основываются на темпах гидратации ТЖ и утрате ей основных качеств в усредненных климатических условиях.
Что именно нужно заливать при замене
Для первой заливки на заводе используется тормозная жидкость DOT4, SAEJ 1703, FMSS 116, брендов РОСДОТ («Тосол-Синтез», г. Дзержинск) и КАПРОС-ДОТ («Сибур-Нефтехим», г. Дзержинск).
При желании, можно применять продукцию других брендов, если их маркировка совпадает с «оригиналом».
Категорически не рекомендуется использовать ТЖ других марок, например DOT3 или DOT5.
- DOT3, кроме низкой цены, других достоинств не имеет, хотя уплотнения и манжеты разъедает гораздо эффективнее.
- У DOT5 в основе силикон, и смешивать его с полигликолем – значит, гарантированно вывести тормозную систему Шнивы из строя.
Самостоятельная замена жидкости в тормозной системе
Подготовка к работам по замене:
- Приобретите 1,0 л ТЖ необходимой марки. Вместимость тормозной системы нашего авто 0,5 литра, но поверьте, у вас останется совсем немного.
- Подготовьте инструмент – ключ «на 8» или, желательно, специальный накидной ключ с прорезью и болтиком для фиксации, тупую плоскую отвертку.
- Изготовьте из бесцветной пластиковой бутылки 0,35-0,5 л и резинового шланга длиной около 0,5 м и внутренним Ø6,5 мм сосуд для сбора «отработки».
- Установите автомобиль на эстакаду или смотровую яму. Разгрузите задний мост и колеса, поддомкратив кузов с двух сторон.
- Найдите сообразительного помощника и проинструктируйте его. Помощник нужен обязательно, крутить штуцеры под машиной и одновременно давить на педаль не удавалось еще никому.
- Перед началом работ, утопите отверткой шток регулятора давления (для этого и разгружены задние колеса).
Процесс самостоятельной замены
- Очистите от грязи и снимите защитный колпачок со штуцера прокачки, ввернутого в тормозной цилиндр (вообще-то, правильное его название «клапан выпуска воздуха»).
- Оденьте на клапан шланг пластиковой бутылки.
- По вашей команде помощник 3-5 раз нажимает педаль тормоза и удерживает её. Нажимает резко, отпускает плавно, держит нажатой терпеливо и ждет команды «Отпускай!».
- Отверните клапан (штуцер) на 1/3…1/2 оборота (с одного приема больше не получится, но большего и не надо).
- Из шланга вытечет грязная «тормозуха». Затяните штуцер. Дайте команду «Отпускай».
- Оставьте шланг и ключ на штуцере. Загляните под капот и долейте в бачок свежую ТЖ.
- Вернитесь под машину, и повторите цикл прокачки и доливки, пока из шланга не начнет вытекать чистая, прозрачная ТЖ.
Будьте внимательны. Не допускайте падения уровня жидкости в бачке ниже «Min». Если система засосет воздух – все придется начинать сначала.
Предупредите помощника: По мере выхода старой «тормозухи», педаль под его ногой будет подаваться вперед(проваливаться).
Не забудьте вернуть на место защитные колпачки штуцеров прокачки!
Очередность прокачивания рабочих тормозных цилиндров
Работаем с учетом двух контуров системы по принципу «крест-накрест» и «первым – дальний от главного цилиндра»:
- Правое заднее колесо.
- Левое переднее колесо, верхний клапан.
- Левое заднее колесо.
- Правое переднее колесо, верхний клапан.
- Правое переднее колесо, нижний клапан.
- Левое переднее, нижний клапан.
Всё. Тормозная система заполнена свежей жидкостью. Но рано радоваться. Осталась еще
Прокачка системы гидропривода сцепления
Главный и рабочий цилиндры, соединительный трубопровод и бачок системы заполнены такой же тормозной жидкостью, выполняющей те же функции – передавать усилие педали на диафрагменную пружину, включая и выключая сцепление.
На Шевроле-Ниве гидропривод сцепления конструктивно схож с «классикой» ВАЗа, и, в принципе, в него можно залить и DOT3, но не будем отступать от требований завода.
Тем более, что в систему вмещается 0,153 л, а мы купили целый литр.
Порядок выполнения прокачки такой же:
- Снимаем защитный колпачок, настраиваем ключ и шланг «приемного сосуда».
- Помощник 2-3 раза нажимает педаль и удерживает её в нижнем положении.
- Отворачиваем штуцер, выпускаем грязную жидкость, заворачиваем штуцер.
- Доливаем жидкость в бачок.
Уже освоенные действия осложняются тем, что доступ к выпускному клапану (штуцеру) рабочего цилиндра сцепления достаточно затруднен.
При работах с тормозной жидкостью, помните:
- Попадание ТЖ на лакокрасочное покрытие, пластмассовые детали и проводку, может вызвать их повреждение. Немедленно удалите ее чистой ветошью.
- Тормозная жидкость ядовита. Храните её в закрытой заводской таре, вне доступа посторонних.
В некоторых весьма уважаемых источниках можно найти описание и других способов замены тормозной жидкости, по аналогии с применяемой на автозаводах технологией заправки новой системы под давлением.
К сожалению, среди коллег и работников действующих автосервисов пока не довелось встретить людей, реально выполнявших такие работы в одиночку.
Так что, будем испытывать глубокое удовлетворение от работы, выполненной традиционным способом.