Тормозные механизмы передних колес Шевроле-Нивы дисковые, задних – барабанные. Система привода тормозов – гидравлическая, двухконтурная, с вакуумным усилителем, регулятором давления и датчиком контроля уровня жидкости.

Схема тормозной системы

Один из контуров связан с рабочими цилиндрами передних и задних колес, другой контур – только с рабочими цилиндрами передних колес. При исправной системе работают оба контура. В случае отказа (разгерметизации) одного из контуров, второй продолжает обеспечивать торможение автомобиля, но с меньшей эффективностью.

Жидкость, заполняющая тормозную систему, выполняет главную функцию – передает по трубопроводам и шлангам усилие нажатия педали тормоза к рабочим цилиндрам, прижимающим колодки к барабанам или дискам, из-за чего и происходит снижение скорости и остановка автомобиля.

Химический состав и свойства ТЖ

Применяемая в автомобилях «Шевроле-Нива» тормозная жидкость соответствует стандарту DOT4 и почти на 98% состоит из полигликоля. Оставшиеся проценты составляют присадки, улучшающие характеристики основы и выполняющие ряд ценных функций: защита металлических деталей от коррозии, и уменьшение окисления ТЖ под воздействием высоких температур.

Все виды жидкостей характеризуются двумя параметрам – кинематической вязкостью и температурой кипения.

Бачок тормозной жидкости

Первый отвечает за способность жидкости циркулировать в магистралях при эксплуатационных температурах от -40 до +100 градусов.

Второй – за предотвращение паровых пробок, которые возникают при кипении ТЗ и неизбежно приводят к отказу тормозов.

Различают две тепловых характеристики ТЖ – температура кипения без примесей воды («сухая» ТЖ) и температура кипения при содержании до 3.5% воды («увлажненная» ТЖ).

Все тормозные жидкости на основе полигликоля очень гигроскопичны, т.е. склонны к поглощению влаги из окружающей среды.

Необходимость замены ТЖ

Независимо от того, стоит ли автомобиль в гараже или круглосуточно эксплуатируется, залитая в его системы «тормозуха» постоянно впитывает влагу (вспомните «дыхательное» отверстие в крышке бачка!).

За какое-то время содержание воды в полигликоле повысится выше допустимого, соответственно, катастрофически упадут вязкостные и температурные свойства ТЖ.

Используемая в Шевроле-Ниве жидкость DOT4, по сравнению с DOT 3, более умеренно впитывает воду, имеет улучшенные температурные показатели:

Класс жидкости Температура

кипения, оС

Вязкость,

мм2

«Сухой» ТЖ «Увлажненной»

ТЖ

(воды до 3,5%)

«Увлажненной»

при +1000С

«Увлажненной»

при -400С

DOT3 не менее 205 не менее 140 не более 1,5 не менее 1800
DOT4 не менее 230 не менее 150 не более 1,5 не менее 1500

Согласно стандарту FMVSS 116, указанные в таблице 150 градусов – предельная температура, до которой может нагреться, без кипения и образования паровых пробок, тормозная жидкость при экстренном торможении автомобиля со скорости 160 км/час до полной остановки.

Просьба запомнить. Что бы ни говорили коллеги о том, что со скоростью 160 они никогда в жизни не ездили и ездить не будут, им не стоит забывать, что с каждым днем воды в «тормозухе» все больше и больше, и однажды педаль может «встать колом» при минус 20, или летом, при затяжном спуске с горы, «провалиться» до пола. Со всеми печальными последствиями.

Фланг присоединенный к штуцеру

Периодичность замены жидкости

Изготовитель Шевроле-Нивы рекомендует полностью заменять тормозную жидкость каждые три года.

Эти рекомендации основываются на темпах гидратации ТЖ и утрате ей основных качеств в усредненных климатических условиях.

Что именно нужно заливать при замене

Для первой заливки на заводе используется тормозная жидкость DOT4, SAEJ 1703, FMSS 116, брендов РОСДОТ («Тосол-Синтез», г. Дзержинск) и КАПРОС-ДОТ («Сибур-Нефтехим», г. Дзержинск).

При желании, можно применять продукцию других брендов, если их маркировка совпадает с «оригиналом».

Категорически не рекомендуется использовать ТЖ других марок, например DOT3 или DOT5.

  • DOT3, кроме низкой цены, других достоинств не имеет, хотя уплотнения и манжеты разъедает гораздо эффективнее.
  • У DOT5 в основе силикон, и смешивать его с полигликолем – значит, гарантированно вывести тормозную систему Шнивы из строя.
Процесс прокачки тормозов

Фото с сайта zr.ru

Самостоятельная замена жидкости в тормозной системе

Подготовка к работам по замене:

  • Приобретите 1,0 л ТЖ необходимой марки. Вместимость тормозной системы нашего авто 0,5 литра, но поверьте, у вас останется совсем немного.
  • Подготовьте инструмент – ключ «на 8» или, желательно, специальный накидной ключ с прорезью и болтиком для фиксации, тупую плоскую отвертку.
  • Изготовьте из бесцветной пластиковой бутылки 0,35-0,5 л и резинового шланга длиной около 0,5 м и внутренним Ø6,5 мм сосуд для сбора «отработки».
  • Установите автомобиль на эстакаду или смотровую яму. Разгрузите задний мост и колеса, поддомкратив кузов с двух сторон.
  • Найдите сообразительного помощника и проинструктируйте его. Помощник нужен обязательно, крутить штуцеры под машиной и одновременно давить на педаль не удавалось еще никому.
  • Перед началом работ, утопите отверткой шток регулятора давления (для этого и разгружены задние колеса).

Процесс самостоятельной замены

  • Очистите от грязи и снимите защитный колпачок со штуцера прокачки, ввернутого в тормозной цилиндр (вообще-то, правильное его название «клапан выпуска воздуха»).
  • Оденьте на клапан шланг пластиковой бутылки.
  • По вашей команде помощник 3-5 раз нажимает педаль тормоза и удерживает её. Нажимает резко, отпускает плавно, держит нажатой терпеливо и ждет команды «Отпускай!».
  • Отверните клапан (штуцер) на 1/3…1/2 оборота (с одного приема больше не получится, но большего и не надо).
  • Из шланга вытечет грязная «тормозуха». Затяните штуцер. Дайте команду «Отпускай».
  • Оставьте шланг и ключ на штуцере. Загляните под капот и долейте в бачок свежую ТЖ.
  • Вернитесь под машину, и повторите цикл прокачки и доливки, пока из шланга не начнет вытекать чистая, прозрачная ТЖ.

Будьте внимательны. Не допускайте падения уровня жидкости в бачке ниже «Min». Если система засосет воздух – все придется начинать сначала.

Предупредите помощника: По мере выхода старой «тормозухи», педаль под его ногой будет подаваться вперед(проваливаться).

Не забудьте вернуть на место защитные колпачки штуцеров прокачки!

Колпачки на штуцерах

Колпачки. Фото: Яндекс.Картинки

Очередность прокачивания рабочих тормозных цилиндров

Работаем с учетом двух контуров системы по принципу «крест-накрест» и «первым – дальний от главного цилиндра»:

  • Правое заднее колесо.
  • Левое переднее колесо, верхний клапан.
  • Левое заднее колесо.
  • Правое переднее колесо, верхний клапан.
  • Правое переднее колесо, нижний клапан.
  • Левое переднее, нижний клапан.

Всё. Тормозная система заполнена свежей жидкостью. Но рано радоваться. Осталась еще

Прокачка системы гидропривода сцепления

Главный и рабочий цилиндры, соединительный трубопровод и бачок системы заполнены такой же тормозной жидкостью, выполняющей те же функции – передавать усилие педали на диафрагменную пружину, включая и выключая сцепление.

Бачок сцепления

Фото с сайта drive2.ru

На Шевроле-Ниве гидропривод сцепления конструктивно схож с «классикой» ВАЗа, и, в принципе, в него можно залить и DOT3, но не будем отступать от требований завода.

Тем более, что в систему вмещается 0,153 л, а мы купили целый литр.

Порядок выполнения прокачки такой же:

  • Снимаем защитный колпачок, настраиваем ключ и шланг «приемного сосуда».
  • Помощник 2-3 раза нажимает педаль и удерживает её в нижнем положении.
  • Отворачиваем штуцер, выпускаем грязную жидкость, заворачиваем штуцер.
  • Доливаем жидкость в бачок.

Уже освоенные действия осложняются тем, что доступ к выпускному клапану (штуцеру) рабочего цилиндра сцепления достаточно затруднен.

При работах с тормозной жидкостью, помните:

  • Попадание ТЖ на лакокрасочное покрытие, пластмассовые детали и проводку, может вызвать их повреждение. Немедленно удалите ее чистой ветошью.
  • Тормозная жидкость ядовита. Храните её в закрытой заводской таре, вне доступа посторонних.

В некоторых весьма уважаемых источниках можно найти описание и других способов замены тормозной жидкости, по аналогии с применяемой на автозаводах технологией заправки новой системы под давлением.

К сожалению, среди коллег и работников действующих автосервисов пока не довелось встретить людей, реально выполнявших такие работы в одиночку.

Так что, будем испытывать глубокое удовлетворение от работы, выполненной традиционным способом.