В управлении автотранспортом применяется множество компонентов и деталей. Одним из важных элементов является рулевой редуктор, который используется с самого начала развития автомобильной индустрии.

В автомобильной индустрии до сих пор широко применяется рулевой редуктор, который обеспечивает передачу вращательного момента от руля на передние колеса через использование червячной передачи. Основными компонентами этой конструкции являются винт и зубчатое колесо. Автомобильные инженеры продолжают использовать данную систему в большинстве своих разработок.

Схематическое изображение и подробное описание структуры

Рулевой механизм является отдельной частью автомобильной системы управления, и его основным компонентом является специальный вал. Он служит для увеличения силы, которую водитель прикладывает к повороту руля, чтобы управлять колесами автомобиля.

Стандартная конструкция механизма управления рулевым редуктором автомобиля Нива Шевроле:

Схема управления рулевым механизмом автомобиля Нива Шевроле

У данной детали имеется уникальный идентификационный номер, который зарегистрирован на заводе: 2123-3400010-20.

Компания ООО “Рулевые системы” представляет на рынке полностью собранный механизм, который поставляется вместе со специальной сошкой. Упаковка механизма выполнена в фирменные бело-синие картонные коробки, которые сопровождаются сертификатом качества и гарантией на протяжении всего года.

Автомобиль Chevrolet Niva оснащен уникальным механизмом, в котором используется червяк глобоидного типа с переменным диаметром вала. Такая конструкция обеспечивает надежное управление транспортным средством при любых скоростях и на различных типах дорожного покрытия.

В рулевом механизме редуктора, два подшипника качения поддерживают вращение червячного вала, а также два подшипника обеспечивают вращение вала сошки. Шариковые подшипники выполняют функцию снижения трения основных элементов, что значительно облегчает поворот руля в разные стороны.

Когда рулевое колесо поворачивается, передача вращательного момента происходит от валов рулевой колонки к червячному узлу, который связан с роликом, находящимся на валу сошки.

Коэффициент передачи редуктора равен 16,4.

Структурные компоненты рулевого механизма автомобиля Нива Шевроле

Механизм сошки обеспечивает связь между системой управления рулевым устройством с помощью шарнирных соединений. Передача движения от центрального рычага к правому боковому осуществляется при помощи маятникового механизма.

Механизм управления с использованием червячного рулевого механизма, который применяется на транспортных средствах с повышенной проходимостью, обладает высокой стойкостью к ударам. Он легко амортизирует все колебания и неровности от дорожного покрытия.

Благодаря своей простой конструкции, ВАЗ 2123 обладает высокой степенью устойчивости к износу, что позволяет ему легко маневрировать в различных условиях на дороге и при любых скоростях.

Это полезно! Однако, сложность изготовления является одним из небольших недостатков этого механизма. Кроме того, из-за большого количества подвижных и трущихся деталей, необходимо регулярно подтягивать червячную передачу.

В процессе использования транспортного средства с червячным редуктором со временем происходит износ подвижных компонентов и возрастает технологический зазор. В результате этого появляются непривычные звуки. Первыми признаками неправильной настройки являются тряска и значительное увеличение свободного хода руля, ухудшается точность управления автомобилем.

Состояние износа механизма управления рулевым устройством

Безопасность вождения данного автомобиля напрямую зависит от того, как хорошо выполняется регулировка и подтяжка люфта главной пары. Если эти процедуры не проводятся своевременно, то из-за возникшего биения начинают образовываться задиры на металле червяка и сошки, что может привести к полной поломке привода.

Обратите внимание! Рулевое управление является одной из ключевых систем автомобиля, ответственной за обеспечение безопасности. Поэтому использование автомобиля с неисправной рулевой системой запрещено в соответствии с Правилами Дорожного Движения.

Операции по демонтажу, монтажу и восстановлению собственными силами

Для того чтобы отремонтировать или заменить элемент РУ, требуется выполнить демонтаж части, содержащей червячный узел.

  • Инструмент для работы с механизмами ключ на «17»
  • комплект головок 1/2″
  • отвертка со шлицевым профилем
  • мобильный светильник для освещения рабочей области во время ремонта.

Порядок осуществления демонтажных работ:

  1. Для гарантированной безопасности, нужно установить автомобиль модели Нива на специальный подъемник или смотровую яму, при этом применяя противооткатные упоры.
  2. Слить всю рабочую жидкость, находящуюся в системе.Демонтаж рулевого механизма 1
  3. Раскрутить крепежный винт нижней части соединительного шарнира приводного вала.Демонтаж рулевого механизма второго типа
  4. Произвести подъем передней части автомобиля, снять левое колесо.
  5. Для более удобной работы, рекомендуется вынуть шарнирные соединения средней и боковой тяг из посадочных отверстий сошек и переместить боковую тягу в сторону.
  6. Мы поворачиваем шланг высокого давления, используя головку на “19”.Снятие третьего рулевого редуктора.
  7. Мы удаляем медные шайбы, которые служат для герметизации.Снятие четырехручечного рулевого механизма
  8. Головкой размером 22, нужно открутить болт-штуцер, который соединяет конец шланга, по которому подается жидкость к радиатору.Удаление механизма рулевого управления с понижающей передачей 5
  9. Продолжаем ослаблять гайки, которые крепят картер рулевого механизма к лонжерону. Извлекаем все болты, используемые для крепления.Снятие шестерни рулевого механизма
  10. Осторожно извлеките упорные шайбы, расположенные между корпусом рулевого редуктора и левым лонжероном кузова транспортного средства. При обратной сборке не забудьте вернуть их на соответствующие места.Извлечение рулевого механизма 7
  11. После этого необходимо отсоединить шаровой палец средней тяги от сошки.
  12. Демонтируйте механизм управления автомобилем.Снятие 8-го рулевого редуктора.
  13. Для правильной сборки рулевого механизма необходимо следовать обратной последовательности. После установки крепежных элементов необходимо проверить работоспособность всей системы и отсутствие любых перекосов, а уже потом затягивать их полностью.
  14. Необходимые условия для затяжки гаек рулевого редуктора:
  • Затяжка гайки, крепящей картер червячного механизма, должна быть в пределах от 33,3 до 41,2 Ньютон-метра.
  • Крутящий момент для гайки шарового пальца тяги рулевого привода составляет от 42,1 до 63 Нм.
  • Затяжка гайки сошки должна быть в пределах от 199,9 до 247 Ньютон-метров.

После тщательной сборки всех компонентов и надежной фиксации крепежных элементов, требуется осуществить процесс прокачки гидроусилителя системы управления автомобилем.

Обратите внимание! Перед тем, как закручивать болты, соединяющие корпус червячного редуктора, необходимо настроить положение рулевого механизма таким образом, чтобы угол “а”, указанный на иллюстрации ниже, составлял 28 градусов.

Установочный угол редуктора

При самостоятельном обслуживании и ремонте приводного узла автомобиля, важно помнить, что сальник червячного привода находится в верхней крышке рулевого редуктора, с внутренней стороны салона.

  • Выполнить замену всех уплотнителей, расположенных вокруг опорных подшипников в корпусе.
  • Выполнить замену уплотнительного элемента винтового механизма.

Также рекомендуется ознакомиться с информацией о том, как поступить, если во время движения или переключения передач на автомобиле Шевроле Нива возникает необычный стук.

Сальник рулевого механизма

Размеры сальника составляют 20 на 30 на 7 миллиметров. Для подбора нового масляного уплотнителя необходимо обратиться в автомагазин с прежним образцом.

Регулировка и обслуживание узла с червячной передачей

Для поддержания работоспособности рулевого редуктора необходимо регулярно проводить его обслуживание, как и любого другого узла. Следуя нашим рекомендациям, вы сможете избежать значительных затрат на ремонт и неожиданную замену данного узла.

  1. Регулярное проведение визуального осмотра каждый сезон позволяет своевременно выявить протечку масла через уплотнения и сальники, механические микротрещины и другие дефекты, возникающие при эксплуатации редуктора.
  2. Регулярная настройка зазора в механизме привода гарантирует плавное функционирование и предотвращает возникновение неприятных последствий, таких как излишний шум и неудобство в управлении.
  3. Необходимо регулярно проверять уровень масла в корпусе червячной передачи и придерживаться регулярности его замены в соответствии с пробегом.

Работа с механизмом передачи

В основе рулевого редуктора лежит пара червяка и червячной шестерни, которые взаимодействуют между собой и вызывают механическое трение в процессе работы.

Для обеспечения длительного и надежного функционирования узла необходимо использовать только высококачественную смазку в редукторе и регулярно проверять состояние рабочих поверхностей.

Регулировка

После проведения работ по восстановлению или замене червячного механизма управления рулевым колесом требуется выполнить настройку регулировочных параметров.

Настройка зазора в механизме редуктора

Для того чтобы проверить наличие люфта в рулевом колесе, необходимо провести соответствующую процедуру на плоской горизонтальной поверхности с правильным давлением в шинах автомобиля. Зазор, который измеряется как свободный ход рулевого обода, должен быть в пределах 5 градусов.

Оптимальная организация работы:

  1. Поднимаем капот и обнаруживаем искомое устройство в левой части двигательного отсека (по направлению движения автомобиля). На верхней части крышки редуктора расположены регулировочный винт и фиксирующая гайка.
  2. Для регулировки нужно ослабить зажимную гайку, а затем, с помощью шлицевой отвертки, поворачивать регулировочный винт вправо. В результате этого действия должен уменьшиться люфт в системе управления.
  3. После регулировки необходимо затянуть зажимную гайку.

Если длина винта уже не достаточна для настройки, то следует заменить узел.

Необходимо учесть! Корректное и своевременное обслуживание рулевого редуктора — гарантия долгосрочной и надежной работы в любых ситуациях.

Предлагаем вам ознакомиться с подробным видео, демонстрирующим процесс замены сальника рулевого редуктора на автомобиле Шевроле Нива.